Глава Минпромторга Денис Мантуров предложил президенту Владимиру Путину начать в России маркировку алкоголя. По его мнению, эксперимент можно начать с пива. Российские пивовары не поддержали идею Минпромторга.
«Считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя. Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификатам. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки. Просим также поддержать эту инициативу.», — сказал Мантуров на совещании у президента.
Несколько российских производителей пива уже выступили против инициативы Мантурова. Представитель AB InBev Efes (крупнейший производитель пива, бренды Bud, Stella Artois, «Клинское») сказал, что идея экономически необоснованная и избыточная. «Оборудования по маркировке пивоваренной продукции на скорости линий розлива пивоваров просто не существует, и это приведет к потере производительности и негативно повлияет на производственные и финансовые показатели отрасли», — сказал он. По мнению представителя компании, маркировка приведет к росту цен и станет «вторым акцизом» для индустрии.
Против дополнительной системы контроля выступил также директор по корпоративным отношениям Heineken в России Кирилл Болматов. «Она приведет к существенным дополнительным затратам, как капитальным затратам в виде установки дополнительного оборудования, так и к операционным затратам. Это, в свою очередь, приведет к увеличению себестоимости продукции, что, соответственно, вызовет рост цен на полке», — объяснил он.
Министр Денис Мантуров рассказал на совещании с президентом, что сейчас в России маркируются 12 товарных групп. Уже маркируются меховые изделия, табачная продукция, обувь, лекарства. До конца года вступят в силу нормы об обязательной маркировке фототоваров, шин и парфюмерии, с 2021 года для товаров легкой промышленности и молочной продукции. Число эмитированных кодов уже почти достигает 20 млрд. В системе по маркировке зарегистрировали 270 тыс. компаний.
Премьер Михаил Мишустин привел в пример рынок меховых изделий. По его словам, если до маркировки рынок оценивался в 6 млрд руб., то сейчас в 60 млрд руб. Господин Мантуров в качестве положительного примера привел рынок обуви. По его мнению, маркировка позволила увидеть глубину внутреннего рынка обуви. Эксперты ранее оценивали рынок в 400 млн пар. Но маркировка показала, что с начала года в оборот поступило 1,3 млрд пар.